10 марта 2022—17 апреля 2022
Разумное сосуществование

О ВЫСТАВКЕ

 

Дина Салкын создает пластику* из глины, металла, стекла и полимеров. Выбор глины в качестве одного из основных материалов не случаен. Художница стремится создать вещи, которые будут жить долго: керамические предметы хоть и хрупки, но долговечны и могут сохраняться тысячелетиями на воздухе и под землей. В нашем обычном представлении керамика служит человеку — это один из самых первых полученных им материалов, широко применяющихся в быту. В своих работах Дина Салкын меняет эту традиционную оптику. Она словно возвращает глине ее собственный голос, помогая заговорить в далекой перспективе о мире неизведанного, природного, находящегося за пределами созданной человеком средой. Начав как керамистка в 2016 году, сегодня художница использует не только глину, но и другие материалы и техники.

 

Рассматривая пластику Дины Салкын, легко поддаться соблазну найти прямые заимствования из мира живого. Однако целью художницы не является перенос на глину чего-то уже существующего, — хотя, безусловно, природа здесь служит источником вдохновения, а ее отношения с человеком оказываются предметом размышлений Дины Салкын. Ее скульптура построена на контрастах — абстрактность, отвлеченность сочетается с биоморфностью, нежные, почти зефирные оттенки — с «хищными», «ядовитыми» формами, а сменяющая их мягкость и текучесть линий — с твердостью керамики и блеском глазури. Противостояние заложено и в самом материале: будучи исключительно гибкой и податливой в процессе работы, глина при этом стремится вернуть свою первоначальную форму, но остается органичным инструментом для фиксации личных переживаний и психоэмоциональных состояний.

 

Работы Дины Салкын отражают важную для современного сознания идею о том, что человек перестает быть центральным объектом внимания. Рождение нового экологического сознания и предвосхищение катастрофы, выход отношений за пределы человеческого, необходимость «симметрии» (территории, где все субъекты сосуществуют и сотрудничают) — не проект будущего, а реальность, с которой мы сталкиваемся. В своей скульптуре художница формулирует вопрос о том, на что способно искусство перед лицом этих глобальных изменений.

Луиза Низамова

 

Дина Ахметшина, работающая под псевдонимом Дина Салкын, — художница, арт-директор издания о жизни в Татарстане «Инде». Родилась в Набережных Челнах, живет и работает в Москве. С 2016 года занимается скульптурой из глины. Ее работы можно было увидеть в Государственной Третьяковской галерее (выставка «Живое вещество», г. Москва, 2021), галерее современного искусства ГМИИ РТ (выставка «Шум города», г. Казань, 2020), ТРЦ «Мега» (Выставка «Искусство в каждой вещи», 2019), на Поволжской отраслевой межрегиональной выставке дизайна и интерьера (Выставка Interioroom, Самара, 2019).

 

*так называют скульптуру, вылепленную из мягкого материала. Пластик лепит, прибавляет материал: процесс его работы идет изнутри наружу. Это отличает его от работы скульптора (в узком смысле этого слова), обрабатывающего твердые материалы (камень, дерево). В своей работе скульптор, в отличие от пластика, идет снаружи вовнутрь, отнимая (отсекая или срезывая) большие или меньшие лишние части.

Arrow
Arrow